Новый Театр

  • Главная
  • Афиша
  • О театре
  • Команда
  • Спектакли
  • Спектакли on-line
  • СМИ о Театре
  • Контакты
  • Воскресенье
    25
    апреля
    18:00

    «Последний герой»

    «Последний герой»

    Комедия в жанре абсурда по пьесе Славомира Мрожека «В открытом море» на сцене ДК Орбита

     

  • 1

СМИ

  • СМИ - Антонен АРТО
  • СМИ - Питер БРУК
  • СМИ - Ежи ГРОТОВСКИЙ
  • СМИ - Анатолий ВАСИЛЬЕВ
  • Зеркало недели
  • СМИ о Театре Украины
  • СМИ об Андрии Жолдаке
  • СМИ о Дмитрии Богомазове
  • СМИ о Владе Троицком & KLIM
  • СМИ о Тамаре Труновой и Стасе Жиркове
  • СМИ о Иване Урывском
  • СМИ о Раду Поклитаре
  • СМИ о Театре мира
  • СМИ о Кирилле Серебренникове & GOGOL - centre
  • СМИ о Константине Богомолове
  • СМИ о Электротеатре «Станиславский»
  • СМИ - Театр РОБЕРТА УИЛСОНА
  • СМИ - Театр РОМЕО КАСТЕЛЛУЧИ
  • СМИ - Театр ЯНА ФАБРА
  • СМИ - Театр ГЕРБЕРТА ФРИТЧА
  • СМИ - Театр ХАЙНЕРА ГЕББЕЛЬСА
  • СМИ - Виктор Вилисов
  • СМИ о Театре Запорожья
СМИ о Театре мира
07 мая 2019
Просмотров: 359

«Три сестры» в постановке Саймона Стоуна — спектакль самого модного режиссера Европы

Алла Шендерова

  • 07000541.515076.235
  • 3962223_26_1743686_1090582522
  • 58733182_864909710514483_1758543840591249516_n
  • 731032d88d93e0f5b579b40334c67893
  • schwestern_1_web
  • schwestern_2_web
  • schwestern_4_web
  • schwestern_7_web
  • schwestern_8_web
Три года назад его «Дом Ибсена», поставленный в голландском театре Toneelgroep, стал сенсацией Авиньонского фестиваля, и после этого к Стоуну пришла мировая слава. Точнее, включился тот странный механизм, когда ты читаешь о спектакле и не из текста (все восторженные статьи, как счастливые семьи, похожи друг на друга), а как бы из воздуха вокруг него понимаешь: началась новая театральная эра.

Что придумал Стоун? Да ничего особенного. Шесть лет назад в «Дикой утке» (впоследствии он превратил этот спектакль в свой единственный пока фильм), потом в «Доме Ибсена» и «Трех сестрах» он пересказал по-новому классические сюжеты, транспонировав жизнь героев Ибсена и Чехова на жизнь сегодняшних людей. Вы скажете, что театр последние лет двадцать только тем и занимается,— и будете правы. Но тут все дело в музыкальном слухе: Саймон Стоун стал первым и пока единственным, кто сделал это точно так, как делают в музыке,— радикально сменил тональность, целиком сохранив мелодию.

Вот поэтому актерам Театра Базеля ни на секунду не надо притворяться, что они живут во времена Чехова или что они хоть и сегодняшние, но «недотепы» (слово Фирса из «Вишневого сада»), которые не умеют вписываться в жизнь, и она «глушит их как сорная трава» (это уже из «Трех сестер»). Весь этот сочный, смачный, жирный и трудноусваиваемый в XXI веке мимесис им ни к чему.

Взяв в помощники художницу Лиззи Клачан и драматурга Констанце Каргла, режиссер и демиург Саймон Стоун помещает актеров в такие предлагаемые обстоятельства и такую среду (на сцене настоящий двухэтажный дом и маленький дачный участок), что они сами собой становятся чеховскими персонажами. Власть Стоуна распространяется и на зрителей. Кто-то считывает все чеховские мотивы (скажем, громогласный Виктор, единственный здесь солдафон, обладатель табельного оружия,— в него превратился чеховский Соленый — заявляет, что стреляет только чаек; а Наташа в финале поступает как Лопахин из «Вишневого сада» — ее новый любовник покупает проданный за долги дом, чтобы все полностью перестроить). А кто-то не считает ни одного, зато уловит лейтмотив.

Прихватив друзей, три сестры и брат приезжают в загородный дом, построенный отцом,— в годовщину смерти папы нужно развеять его прах, урну с которым зажимает подмышкой резковатая училка Ольга. У всех в семье русские имена, но они немцы, часто обсуждают поездку в Берлин. В компании только один русский — сами понимаете, его фамилия Тузенбах, он невротик, недотепа, обладатель наследственного титула и часто рассуждает о том, как нелепо в XXI веке быть бароном. Муж Маши, учитель Тео (у Чехова — Федор Кулыгин), чем-то похож на соседа Александра (чеховский Вершинин) — тот живет неподалеку с покушающейся на самоубийство женой и двумя девочками. В прологе он попадает в дом, так как шел мимо и сильно поранил руку. Ему перевязывают рану, приглашают остаться на барбекю — как и соседку Наташу в жутком розовом платье и с голосом, позаимствованным у какой-то дурацкой зверушки из мультика.

Почти все действие происходит за стеклом, двухэтажный дом с большими окнами вращается, орошая зал все новыми запахами. Программист Андрей балуется дурью — аромат травы смешивается с запахом жареных сосисок. Под кайфом он и делает предложение Наташе, пока за тонкой стенкой бездетная Маша соблазняет Александра, а Ирина не хочет отдаться барону: «Ты с ума сошел — тут рядом мой брат кого-то трахает».

Все почему-то идет не так, и чем дальше, тем больше: Андрей и его жена наводнят дом детьми и пеленками, сестрам не останется в нем места. Маша решит сбежать с любовником в Сан-Франциско, но тот не сможет оставить жену. В последнем акте, пакуя вещи и обнаружив на кухне урну с прахом отца, Ольга вдруг надрывно закричит: «За четыре года мы так и не развеяли прах подонка, который строил этот дом, чтобы мы были в нем счастливы». Тузенбах, так и не смогший уйти от Ирины, застрелится, а старый доктор Роман (Иван Романович у Чехова), забытый в пустой комнате, как раз наденет наушники — и не придет ему на помощь.

Думая о том, что же так мешает героям сегодняшних «Трех сестер», вспоминаешь рассказ Рея Брэдбери, персонаж которого, отправившись на экскурсию в прошлое, раздавил какую-то бабочку — и, вернувшись в настоящее, обнаружил, что к власти, вопреки всем прогнозам, пришел кандидат от правой партии.

В финальных сценах спектакля Стоуна Наташа жалуется, что дом, оказывается, стоит на историческом месте: его можно снести, но строить здание с окнами, отливающими золотом,— как у башни Трампа — здесь нельзя.

 

Новый Театр

© 2012-2020 Новый Театр. 

заказ билетов

+380 50 180 51 30

  • Главная
  • Афиша
  • О театре
  • Команда
  • Спектакли
  • Спектакли on-line
  • СМИ о Театре
  • Контакты